Государственное регулирование деятельности предприятий

Государственное регулирование деятельности промышленных предприятий и его методы

Государственное регулирование деятельности предприятий


Государственное регулирование-это воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы, и участвующих в них лиц.

Оно осуществляются, главным образом, с целью, чтобы придать этим процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, отстаивать государственные и общественные интересы.

В широком смысле слова, государственное регулирование – это программирование, прогнозирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет и контроль за хозяйственными процессами.

Государственное регулирование имело место и в условиях плановой экономики, хотя оно во многих случаях больше походило на директивное, командное управление экономикой и всеми её отраслями. Государство присутствовало везде и во всем – от размещения производительных сил до установления заданий предприятиям по выпуску продукции.

Приобретенная республикой независимость и переход экономики на рыночные отношения в корне изменили экономическую и общественную обстановку в стране.

Упор был сделан на демократизацию хозяйственной жизни, укрепление статуса частной собственности, созданной на законодательной и нравственной основе, использование природных богатств и ресурсов на общественное благо.

Эти, небывалые в истории, изменения породили, особенно в начальные годы независимости республики, мнения о могуществе и всесильности рынка. Считалось даже, что все проблемы может и должен решать рынок, а присутствие государства в экономике не обязательно.

Однако, демократизация хозяйственной жизни, как известно, не отрицает централизованного руководства. Зарубежный, да и наш опыт показывает, что в условиях развития демократизации усиливаются тенденции к регулированию как экономических, так и общественных процессов.

Можно ли, например, сказать, что правительства таких стран, как Англия, Япония, США, Германии и других, ослабляют управление экономикой своих стран? Полагаем, что не ослабляют.

Напротив, правительства, особенно, в процессе смены, отчитываются перед своими избирателями насколько удалось им улучшить экономику и социальные условия жизни, создать новые рабочие места и сократить безработицу, обеспечить научно-технический прогресс и т. п.

А все это, как правило, не обходится без государственного участия, без воздействия «сверху», со стороны государства. Государству под силу осуществить многие процессы, которые не под силу или не входят в компетенции частного бизнеса.

Усиление регулирующей роли государства-естественная реакция на утрату в прежних условиях управляемости социально-экономическими процессами, на отсутствие понятных, продуманных, обоснованных концепций и программ действий по важнейшим стратегическим, экономическим и другим вопросам развития общественной жизни.

Этому благоприятствуют не только демократические процессы, укрепление и развитие негосударственного сектора, поддержка государством статуса собственности, но и возрождение инициативы, творческого отношения к делу, повышение заинтересованности трудовых коллективов в достижении высоких результатов производственной деятельности.

В нынешних условиях государственное воздействие на деятельность предприятий осуществляется как прямо, через управление развитием государственного сектора и решение социальных проблем, так и косвенно, посредством правовых, экономических и других регуляторов.

Важно подчеркнуть, что государственное регулирование дополняет, корректирует рыночные механизмы.

Государство путем регулирования берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, формирование рациональных отраслевых и межотраслевых пропорций, поддержку малого бизнеса и частного предпринимательства, развитие фундаментальных научных исследований, стимулирование технического прогресса и «ноу-хау», а также решение многих региональных проблем.

В условиях рыночных отношений сложились в основном две формы государственного регулирования производственно-экономической и хозяйственной деятельности промышленных предприятий: одна путем прямого (административного) подчинения предприятий решениям органов государственной власти, другая – посредством косвенного, опосредствованного воздействия с помощью различного рода финансово-кредитных рычагов.

Государственное регулирование деятельности промышленных предприятий и развития промышленности в целом направлено, прежде всего, на недопущение и ликвидацию имеющихся диспропорций, и осуществление глубоких структурных преобразований в экономике, обеспечение устойчивого экономического роста, интегрирование в мировую экономическую систему.

Оно ежегодно пересматривает налоговую нагрузку предприятий, предоставляет им необходимые льготы и преференции, особенно тем, которые завозят в страну передовые зарубежные технику и технологии, максимально использует в производстве местные сырьевые ресурсы, участвуют в создании новых рабочих мест и повышении занятости трудоспособного населения.

Государство, непосредственно не вмешиваясь в деятельность промышленных предприятий, отмеченными и другими экономическими инструментами и рычагами, воздействуют, более того, стремится устранить сырьевую направленность экспорта, достичь расширения действующих и создания новых импортозамещающих производств, в том числе глубокой переработки сырья и производства готовой продукции с ориентацией на экспорт. Государство не только оказывает то или иное воздействие на деятельность предприятий, но и выступает основным заказчиком и потребителем промышленной продукции, а в необходимых случаях-инвестором. Например, в США, по имеющейся информации, государственное потребление, представляющее по своему содержанию, платежеспособный государственный спрос, составляет до 93 % номенклатуры товаров и услуг, производимых экономикой страны. Оно включает в себя заказы федеральных властей на военное и гражданское строительство, новую технику и технологии, стандартные и коммерческие промышленные товары и изделия, оборудование, машины и механизмы, сырьё и топливо, на разработку и производство новой и серийной военной технологии и систем вооружения, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Сюда же относятся затраты на содержание государственно-хозяйственного аппарата, включая вооруженные силы страны.

Самого серьезного внимания заслуживает работа по привлечению инвестиций, направляемых на реализацию проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей, структурным преобразованиям в экономике страны.

В этих целях в 2015 году было привлечено и освоено инвестиций за счет всех источников финансирования в эквиваленте 15,8 миллиарда долларов США, или с ростом против 2014 года на 9,5 процента.

При этом более 3,3 миллиарда долларов, или свыше 21 процента всех инвестиций – это иностранные инвестиции, из которых 73 процента составляют прямые иностранные инвестиции. 67,1 процента всех инвестиций направлены на производственное строительство.

Это позволило в 2015 году завершить строительство и обеспечить ввод 158 крупных производственных объектов общей стоимостью 7,4 миллиарда долларов.

В их числе – строительство парогазовой установки мощностью 370 МВт на Ташкентской ТЭС, модернизация гидрогенераторов Чарвакской ГЭС, расширение производства кальцинированной соды на Кунградском содовом заводе, организация производства новых сложных удобрений в АО «Самаркандкимё» мощностью 240 тысяч тонн, тракторных прицепов, в том числе с увеличенной емкостью, компонентов для бытовой техники на базе бездействующих производственных площадей АО «Моторный завод» и другие. [1, с. 2].

Важно подчеркнуть роль государства в стимулировании производственных инноваций, без которых любые предприятия, в первую очередь промышленные не могут занять прочные позиции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.

Она находит свое отражение в бюджете, в расходах государства на науку и образование, на выполнение перспективных и высокоэффективных НИОКР.

В нынешних условиях приоритет отдается стимулированию не только реализации крупных научно-технических программ, но и научно-технической кооперации и мелкого новаторского бизнеса, благодаря которому, кроме инновационных достижений, можно формировать рынок венчурного капитала.

Определенную роль здесь играют или могут сыграть расширение практики использования налоговых льгот, предоставление выгодных условий кредитования, внедрение гибкой амортизационной политики и др.

Например, в США с 1981 года действует налоговая скидка на инвестиции в НИОКР, позволяющие сокращать объем уплачиваемого с прибыли налога в размере, равном 20–25 % среднего увеличения расходов на НИОКР за предшествующий трехлетний период (налоговый кредит).

Система государственного стимулирования производственных инноваций применяется и в других странах мира, в том числе и в Узбекистане. [2, с. 55].

Разновидностью налогового регулирования деятельности предприятий является амортизационное регулирование, как правило, используемое для ускорения научно- технического прогресса не только в промышленности, но и в других отраслях экономики.

Еще одной формой государственного регулирования является валютное регулирование.

Девальвируя или ревальвируя национальную валюту, государство тем самым делает выгодным или невыгодным экспорт или импорт продукции.

Девальвация национальной валюты делает невыгодным импорт и расширяет экспортные возможности предприятий, стимулируя тем самым деловую активность всех или большинства отечественных товаропроизводителей.

Таким образом, за годы независимости экономика стала устойчивой и конкурентоспособной, укрепились не только права и статус промышленных предприятий, но и регулирующие функции государства, прежний управленческий диктат уступил место демократии и свободе хозяйствования.

Литература:

  1. Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации-наша приоритетная задача // Народное слово, № 11. 17.01.2015.
  2. Махмудов Э. Х. Промышленность Узбекистана: экономика, размещение, приоритеты развития. – Т.: Иктисодиёт, 2013. – 137 с.

Основные термины(генерируются автоматически): государственное регулирование, США, государство, деятельность предприятий, инвестиция, национальная валюта, предприятие, технический прогресс, хозяйственная жизнь, экономика страны.

Источник: https://moluch.ru/archive/116/31076/

Государственное регулирование деятельности предприятия

Государственное регулирование деятельности предприятий

Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования:

– контракт;

– государственное регулирование цен;

– избыточное налоговое бремя;

– налоговые льготы;

– ускоренная амортизация;

– внешние эффекты;

– положительные внешние эффекты;

– отрицательные внешние эффекты;

– проблема внешних эффектов;

– принцип решения проблемы;

– государственное регулирование микроэкономики.

Государственное регулирование деятельности предприятий представляет собой целенаправленное воздействие на процесс функционирования предприятия с целью обеспечения реализации государственных интересов.

Среди методов, с помощью которых государство воздействует на функционирование предприятия, можно выделить прямые и косвенные. К прямым относят методы непосредственного вмешательства в производственную деятельность предприятия.

Оно осуществляется с помощью финансирования новых прогрессивных отраслей, системы государственных заказов, заключения с предприятиями контрактов, финансирования подготовки рабочей силы, механизма дотаций, установления фиксированных цен.

Среди мер прямого воздействия на функционирование предприятий важная роль отводится государственным заказам. Они представляют собой обязательное для выполнения задание по поставкам государству продукции или услуг для государственных нужд. Через государственные заказы удовлетворяются важнейшие общественные потребности, реализуется определенная государственная политика.

В последнее время все большее распространение получают контракты как высшая форма развития системы государственных заказов. Контракт представляет собой соглашение сторон на основе взаимных обязательств по поставкам и приобретению товара либо выполнению определенного объема работ.

В особых случаях государство может оказывать финансовую помощь предприятиям, предоставляя им субсидии, субвенции или дотации. Субсидирование осуществляется с определенными целями, например субсидии могут выдаваться на обновление техники или технологии, для реорганизации фирмы и других целей. Дотация представляет собой финансовую помощь из госбюджета для покрытия убытков.

В рыночной экономике такая форма финансирования из госбюджета применяется крайне редко. Субсидии и дотации являются трансфертными платежами правительства, т.е.

они предполагают одностороннее движение денег, не связанное с производством и оплатой товаров и услуг. Субсидии и дотации являются неценовым фактором предложения.

Следовательно кривая предложения смещается и это может благоприятно отразиться на равновесной цене.

В рыночной экономике вмешательство государства в процесс ценообразования нежелательно. Но оно всегда присутствует и, как правило, носит социальную направленность.

Государственное регулирование цен в условиях формирования рыночной экономики проявляется в установлении фиксированных цен на сырье, так как с него начинает формироваться вся цепочка цен на готовую продукцию.

Кроме того, государство может устанавливать предельный уровень цен на предметы первой необходимости в целях сдерживания падения жизненного уровня людей в условиях монополизма и дефицита продукции.

Для ограничения монопольной власти на рынке, которая проявляется в завышении цен и получении монопольной прибыли, присвоении излишка потребителя, уменьшении количества предложения товара по сравнению с конкурентными условиями, государство устанавливает максимальную цену, которая всегда ниже монопольной.

Рассмотрим возможные эффекты от такого занижения монопольной цены (рис. 9.6.),

где Рм — монопольная цена при отсутствии регулирования;

Р1, Р2, Р3 — варианты регулируемой цены;

Ом – выпуск при отсутствии регулирования;

Q1, Q2 — выпуск при регулируемых ценах.

Монополия будет производить продукт Qм и продавать по цене Рм. Допустим, что государство законодательно устанавливает максимально высокую цену на уровне P1.

Тогда при выпуске до объема Q1 изменится кривая предельного дохода (отрезок Р1А), а после выпуска Q1 линия предельного дохода совпадет с прежней, так как монополисты снизят цену.

В этом случае предельный доход (кривая MR) совпадет с предельными издержками при выпуске Q1.

Следовательно, эффект от регулирования будет положительным — цены снижены, а выпуск увеличивается. Однако такой эффект имеет предел. Допустим, государство стремится продолжить столь эффективное регулирование и продолжает снижать цену.

Если цена опускается до Р3, то, как мы видим, совпадение предельных дохода и издержек побудит монополию выпускать продукт в количестве между Q1 и Q2.

Установление цены на уровне Р4 приближает монополию к условиям конкуренции MR = AR = Р = МС, хотя прибыль сохраняется.

Государственное регулирование цен часто распространяется на естественные монополии. Поскольку их существование в ряде отраслей экономически эффективнее конкурентных условий, к ним не применяются разукрупнение и другие подобные меры, усиливающие конкуренцию. Регулирование цен позволяет уменьшить монопольную прибыль и приблизить соответствующие отрасли к конкурентным условиям.

Регулирование цен на конкурентных рынках происходит с целью поддержки либо доходов производителей, либо покупательной способности потребителей. В первом случае государство искусственно завышает цену по сравнению с равновесной (рис. 9.7.).

Из рисунка видно, что такие “цены поддержки” приводят к появлению избытка продукта (Q3— Q1).

Как показала практика, в результате ценового регулирования государству приходится изыскивать средства из госбюджета, чтобы скупать излишки отраслевого продукта, которые не могут быть реализованы.

Для поддержания покупательной способности населения государство искусственно занижает цены. В этом случае на конкурентном рынке образуется дефицит товара. Его следствием является регламентирование в распределении (карточная система, нормативы, очереди).

Как видим, искусственное завышение или занижение цен в конкурентных отраслях порождает негативные процессы. Поэтому большинство экономистов относятся к такому регулированию отрицательно. Признавая необходимость регулирования цен в монополизированных отраслях, они считают, что во всех остальных случаях государственное влияние на цены должно быть обосновано.

В странах с развитой рыночной экономикой роль государства в ценообразовании состоит не столько в назначении конкретной цены, сколько в разработке мер воздействия правительства на принятие решений по ценам. Эти меры включают систему правовых актов и законов, с помощью которых регулируются цены на рынке.

К методам косвенного воздействия государства на функционирование предприятия относят налоговую и амортизационную политику. Изменяя налоговые ставки, государство может активно воздействовать на спрос и предложение, сбережения и инвестиции.

Высокое налогообложение приводит к уменьшению капитальных вложений в производство, льготное — позволяет предприятиям возмещать издержки при низких рыночных ценах.

Поэтому при необходимости сдерживания спроса и предложения государство увеличивает налоговые ставки, а при необходимости расширения — проводит льготную налоговую политику.

Осуществляя налоговое воздействие, государство должно считаться с проблемой переложения налогового бремени. Дело в том, что некоторые налоги производители могут перекладывать на потребителей.

Механизмом этого служит цена. Рассмотрим пример. Правительство ввело налог на товар У. До этого предложение товара составляло 3 млн. штук (рис. 9.8.), а равновесная цена Е = 5000 ден.единиц.

После введения налога ситуация изменится.

Как видим, при пересечении новой кривой предложения (S2) с кривой спроса (Д) в точке Е1, устанавливается новая равновесная цена, равная 5500 ден.единиц, и новый объем предложения в размере 2,5 млн.

Это означает, что половину нового налога уплачивает покупатель и только половину – производитель.

При этом нужно иметь в виду, что налоговое бремя может быть переложено на потребителей только в ситуациях неэластичного спроса на товар при условии постоянства предложения, или на производителей – в случае неэластичного предложения, если спрос остается постоянным.

Проблема налогового бремени имеет и другую сторону. При введении налога почти во всех случаях выпуск продукции уменьшается. Спрос и предложение становятся ниже оптимальных.

Введение налога лишает выгоды продавцов, предельные издержки которых без налога позволили бы увеличивать продажи и получать прибыль, и выгоды покупателей, предельная полезность товара для которых была довольно высокой, чтобы продолжать покупать дальше.

Лишение выгод продавцов и покупателей, потеря для общества части продукта, который не произведен, называют избыточным налоговым бременем. Более эластичные спрос и предложение делают избыточное бремя данного налога большим по сравнению с менее эластичными. Это должно учитывать правительство в стремлении к минимизации избыточного налогового бремени.

Налоговые льготы для предприятий – еще один инструмент государственного регулирования микроэкономики.

Они используются для экономической защиты и поддержки социально-важных видов или направлений предпринимательской деятельности.

Так, для стимулирования научно-технического прогресса из прибыли предприятия до того, как определяется налог, вычитается сумма, составляющая, скажем, 30% затрат на освоение новых прогрессивных технологий.

Льготы также могут предназначаться для облегчения предприятию осуществлять необходимые природоохранные мероприятия.

Налоговые льготы используются и тогда, когда предприятие их своей прибыли вносит средства в благотворительные фонды, в фонды помощи инвалидам и т.п.

Определенные льготы существуют для предприятий, использующих труд инвалидов, или если предприятие вводит для слабоконкурентной рабочей силы новые рабочие места.

Все налоговые льготы, как и сами налоги, должны устанавливаться законным порядком органами законодательства данной страны.

Одним из косвенных методов государственного регулирования деятельности предприятий является метод ускоренной амортизации. Высокие нормы амортизации позволяют предприятию повышать уровень накопления, способствуют интенсивному приращению основного капитала в наукоемких отраслях, прогрессивным структурным сдвигам в экономике.

Система ускоренной амортизации (до 5 лет) приводит к сокращению сроков службы оборудования, а также позволяет списывать в первые годы эксплуатации в качестве издержек большую часть стоимости оборудования и тем самым занижать облагаемую налогом прибыль.

Таким образом, ускоренная амортизация является механизмом, обеспечивающим увеличение инвестиций в производство.

В системе государственного регулирования микроэкономики все более важное значение приобретает проблема внешних эффектов.

Выгода, прибыль, получаемая фирмой или предприятием, – это эффект ее деятельности, который следует считать ее собственным, внутренним эффектом.

Если же данная деятельность вместе с тем оказалась выгодной и для посторонних, третьих лиц, то этот эффект становится внешним. Например, предприятие высадило вокруг своей территории деревья и кустарники, создало сквер. Это для живущих поблизости – внешний эффект.

Внешние эффекты (экстерналии) – это влияние действий экономических субъектов на посторонних потребителей или производителей, не участвующих в данной деятельности.

Положительные внешние эффекты есть выгоды, получаемые третьими лицами. А отрицательные внешние эффекты – те убытки, потери, которые возникают у третьих лиц от чьей-то деятельности (например, вредные выбросы завода в атмосферу).

И те и другие внешние эффекты объединяет то, что они не находят фактического отражения в ценообразовании (в одном случае – это недооценка благ или действий, а в другом – переоценка их или же недопроизводство одних и перепроизводство других).

Проблема внешних эффектов состоит в расхождении, несовпадении частных и общественных эффектов (выгод или издержек). Принципом решения проблемы должно быть достижение равенства предельных общественных издержек и предельных общественных выгод, т.е.

MSC = MSB ,

где MSC – предельные общественные издержки, a MSB – предельная общественная выгода.

При этом предельные общественные издержки (MSC) должны включать не только предельные издержки фирм, но и предельные издержки внешнего эффекта. Тогда возрастание предельных общественных издержек скажется на равновесной цене и изменит количество предлагаемого продукта – предложение данного товара.

Государство же, регулируя экономику на микроуровне с учетом внешних эффектов, не учитываемых самим рыночным механизмом, должно действовать таким образом, чтобы отрицательные внешние эффекты становились как можно меньше, а положительные – больше.

Средством для этого могут быть где-то налоги, а где-то льготы, в одних случаях – штрафы, а в других – разного рода стимулы.

Другими словами,  государственное регулирование микроэкономики – это система, где в соответствии с целями используются различные сочетания форм, методов и регуляторов.

Источник: https://studopedia.ru/17_18592_marketing-v-sisteme-upravleniya-firmoy.html

Сущность государственного регулирования деятельности предприятия

Государственное регулирование деятельности предприятий

УДК 330

Польский Кирилл Антонович, студент 1 курса магистратуры факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО КГУ e-mail: kir_pol95@mail.ru

Сукманов Эдуард Валентинович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики КГУ

e-mail: edik-24@yandex.ru

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: в работе рассматриваются ключевые теоретические аспекты регулирующей роли государства в деятельности предприятия в Российской Федерации.

Ключевые слова: государственное регулирование, роль государства в регулировании деятельности предприятия.

Polsky Kirill Antonovich, the student 1 courses of faculty of economy and FGBOU'S management IN KGU e-mail: kir_pol95@mail.ru

Sukmanov Eduard Valentinovich, Candidate of Economic Sciences, associate professor of economy of KGU

e-mail: edik-24@yandex.ru

THE ESSENCE OF STATE REGULATION OF ENTERPRISE ACTIVITIES

Summary: The paper considers the key theoretical aspects of the regulatory role of the state in the activities of an enterprise in the Russian Federation.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (20), 2018

Key words: state regulation, the role of the state in regulating entrepreneurial activity.

Главным в регулирующей роли государства является: во-первых, создание условий для стимулирования хозяйственной активности предприятий в целях полного использования экономического потенциала субъектов хозяйствования; во-вторых, воздействие на экономику в тех областях, где рыночные механизмы несостоятельны; в-третьих, воздействие на рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма.

Государственное регулирование основано на нескольких принципах:

1. Только социально значимые отрасли и только те, которые не интересны частному бизнесу, могут рассчитывать на государственное финансирование;

2. Предпринимательство при помощи государства не должно конкурировать, а только помогать частному бизнесу. В противном случае это приведет к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.

3. Экономический рост и социальная стабильность обеспечивается направленной на это государственной финансовой, кредитной и налоговой политике.

4. Наиболее эффективное вмешательство государства в рыночную экономику будет при «рыночной» форме государства.

5. Государственное регулирование особо значимо в периоды мировых кризисов, влияющих на экономику страны, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений [2, с 15-23].

Государственное регулирование и вмешательство в предпринимательскую деятельность ставит перед собой цель – создание оптимальных условий для стабильного функционирования, как отдельных предприятий, так и всей экономики в целом, при успешном получении экономической выгоды. В зависимости от складывающейся экономической

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (20), 2018 ситуации в мире и в стране, правительство каждой страны само определяет для себя цели и добивается их решения доступными ему методами и средствами. Именно поэтому цели и задачи вещи изменяемые, тогда как сами механизмы регулирования хорошо продуманы и отработаны, хотя и имеют особенности в каждой отдельно взятой стране.

Список задач государственного регулирования достаточно широк:

– работа с законодательством для обеспечения правовой основы и защиты интересов предпринимателей;

– повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;

– прямые формы вмешательства и бюрократический контроль в процесс деятельности предприятий свести к минимуму;

– конкуренция на рынке должна быть свободной и добросовестной, перемещение товаров в рамках внутреннего и внешнего рынков должно быть свободным, правила конкуренции должны быть под контролем;

– соблюдение паритета в товарно-денежном и бюджетном равновесиипри помощи финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;

– текущее развитие экономики в тесном сочетании с перспективными направлениями, структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;

– проведение мероприятий направленных на долговременное накопление капиталов, на удержание роста инфляции;

– контроль за соблюдением трудового законодательства и беспрепятственного передвижения рабочей силы;

– мониторинг социального равновесия в обществе и контроль над уровнем дифференциации и распределения доходов [3, с 16-25].

Государственное регулирование, как экономики в целом, так и деятельности отдельных фирм, существует в нескольких видах (см. рис.)

Рисунок. Виды государственного регулирования деятельности фирмы

Использование методов и инструментов позволяет проводить контроль над валютным курсом, ценами, процентом и другими макроэкономическими показателями, отвечающими за устойчивую жизнедеятельность предприятия.

Экономическое регулирование, как показано на рисунке 1, может быть двух видов:

– косвенное (налоговое, амортизационное, таможенное, кредитно-денежное, валютное);

– прямое (государственные субсидии, государственное программирование) [1, с 16-19].

Правовое регулирование оказывает воздействие на всех игроков рынка путем введения единых «правил игры», которые включают в себя:

– введение форм и прав собственности;

– порядок заключения контрактов;

– взаимообязательные отношения различных субъектов;

– организационно-правовые формы предприятий и организаций.

Ключевые объекты и направления государственного регулирования

экономики предприятий:

– лицензирование отдельных видов деятельности;

– организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;

– амортизационную политику;

– оплату труда;

– ценообразование;

– налогообложение;

– инвестиционную и инновационную деятельность;

– стимулирование внешнеэкономической деятельности предприятий;

– условия охраны труда и требования экологической безопасности [4, с 12-21].

Организационно-правовая форма устанавливает процедуру начального формирования собственности компании, порядок применения полученных доходов, вид взаимоотношений среди собственников. Эта модель юридической регистрации компании, формирующая ей конкретный правовой статус. Гражданский кодекс РФ определяет организационно-правовые формы.

Существует несколько форм некоммерческих организаций: потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, ассоциации, союзы, учреждения.

Такие организационные формы как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства характерны коммерческим предприятиям.

Таким образом, государство имеет достаточно рычагов для регулирования различных сфер деятельности предприятия. При этом, задача государства следить за соблюдением предприятием законов Российской Федерации, никак не мешая его развитию.

Список источников:

1. Генри Хэзлитт Типичные ошибки государственного регулирования экономики. 2015 – 415 с.

2. Деньгов В.В. Экономика фирмы. Учебник для бакалавриата и магистратуры, 2017 – 410 с.

3. Ивашенцева Т.А. Экономика предприятия, учебник, М.: КНОРУС, 2016 – 247 с.

4. Мокий М.С., Скамай Л.Г., Трубочкина М. И. Экономика предприятия: Учебное пособие/ Под ред. М.Г. Лапусты – М., 2015. 251 с.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-gosudarstvennogo-regulirovaniya-deyatelnosti-predpriyatiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.