К требованиям предъявляемым к медиатору не относится

Вопрос №16. Требования, предъявляемые к медиатору

К требованиям предъявляемым к медиатору не относится

Посредник, так же, как и стороны, играет ключевую роль в примирительной процедуре. Именно от него зависит благополучное и скорое разрешение конфликта, поэтому цель медиатора – привести стороны к соглашению, так как сам он не принимает решения за своих клиентов, а только помогает им совместно прийти к нему.

В соответствии с Законом о медиации медиатором признается независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами с целью урегулирования их конфликта (ст. 2). Закон оговаривает, что свою деятельность медиатор может осуществлять как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Основное различие в этом состоит в требованиях, которым должен соответствовать посредник.

Если лицо осуществляет медиативную деятельность на непрофессиональной основе, тогда оно должно достигнуть 18-летнего возраста, быть полностью дееспособным и не иметь судимости.

Если лицо осуществляет посреднические услуги на профессиональной основе, тогда к нему предъявляются дополнительные более серьезные требования:

1) достижение 25-летнего возраста;

2) наличие высшего профессионального образования;

3) прохождение курса обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной Правительством РФ;

4) быть членом саморегулируемой организации медиаторов.

Часть 5 ст. 15 ФЗ предусматривает, что медиаторами не вправе быть лица, замещающие государственные должности РФ, субъектов РФ, должности государственной гражданской и муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Независимо от того, на какой основе осуществляет посреднические услуги медиатор, он должен также соответствовать ряду профессиональных требований, благодаря которым его деятельность является максимально эффективной, в частности:

1) быть компетентным – посредник должен быть хорошо осведомлен о процедуре медиации, тем более, если он осуществляет эту деятельность на профессиональной основе. Это подразумевает надлежащее его обучение, непрерывное обновление знаний и практики медиации;

2) быть независимым – он не должен состоять в личных или деловых отношениях с одной из конфликтующих сторон, а также не иметь финансового интереса по результатам урегулирования спора;

3) обладать психологической устойчивостью – медиатор должен задавать тон сотрудничества и вежливости, ему необходимо завоевать доверие и уважение сторон.

Для того чтобы процесс примирения увенчался положительным результатом, надо уметь находить выходы из различных тупиковых ситуаций, поэтому медиатор должен обладать необходимыми качествами для создания новых психологических установок у участников конфликта с тем, чтобы достичь конечной цели переговоров.

Закон о медиации не содержит каких-либо ограничений в заданном направлении, устанавливая лишь, как отмечалось выше, возрастной ценз и квалификационные критерии, к которым относятся наличие высшего профессионального образования и прохождение курса обучения по специальной программе подготовки медиаторов (ч. 1 ст. 16).

При этом Закон ориентирован на проведение медиации по юридическим спорам (ч. 2 ст.

1), что, в свою очередь, диктует необходимость получения сторонами квалифицированной юридической помощи в целях разработки действительного (законного) и исполнимого соглашения, а также правильной формулировки и надлежащего закрепления достигнутых договоренностей.

Именно в свете данного обстоятельства как теоретический, так и практический интерес представляет осуществление деятельности медиатора на профессиональной основе адвокатом, нотариусом, юрисконсультом и др.

Безусловно, участие юристов и включение закона в процесс медиации в некоторых случаях увеличивает шансы на успех.

Считается, что, имея юридическое образование, посредник сможет разобраться во всех хитросплетениях взаимоотношений сторон, что позволит ему наиболее точно установить их интересы.

Таким образом, преимущества выбора в качестве медиатора представителя юридической профессии заключаются в следующем:

1) он обладает навыками «процедурной» игры;

2) может предвидеть юридические последствия заключенного соглашения.

Считается, что в среде юристов медиативной деятельностью могут заниматься адвокаты, нотариусы, бывшие судьи.

Согласно принятому Всероссийским съездом адвокатов в 2003 г. Кодексу профессиональной этики адвоката, предупреждение судебных споров является основной частью оказываемой адвокатом юридической помощи, поэтому адвокат должен заботиться об устранении всего, что препятствует мировому соглашению (внесудебного разрешения спора).

Согласно ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Это означает, что ему по сути своей профессии близка роль лица, консультирующего других лиц.

Адвокат как независимый юридический советник может не только способствовать к приходу соглашения, но и юридически грамотно его оформить. В отличие от других представителей юридической профессии (судьи, прокурора) адвокату не свойственен обвинительный уклон, он психологически приучен искать и находить положительные аспекты в своем клиенте.

Однако в случае участия адвоката в качестве медиатора должны соблюдаться главные условия – медиатором не может быть адвокат, который ранее защищал интересы одного из участников конфликта; ему необходимо быть абсолютно беспристрастным (так как у него профессиональная предрасположенность о взятии какой-либо стороны под свою защиту), поэтому адвокат-медиатор должен уметь перейти от позиции защитника в соревновательном процессе к оказанию поддержки в рамках сотрудничества.

Бывший судья – хороший медиатор, но ему нужно перестать быть судьей. Раньше он выносил решение, он играл главную роль, а здесь он не имеет права принимать такое решение, он лишь помогает сторонам прийти к нему совместными усилиями.

В России вопрос о возможности бывшего судьи быть медиатором пока остается открытым, так как судья в отставке имеет такой же статус, как и судья действующий. Значит, на него распространяются запреты, установленные для судьи. Поэтому именно законодатель должен ответить на вопрос: можно или нельзя?

В литературе высказываются предположения об использовании института нотариата для проведения медиации. Если проанализировать основы нотариальной деятельности, то можно увидеть все присущие медиации черты в работе нотариуса.

Прежде всего, его беспристрастность Нотариус в отличие от представителей других юридических профессий не может «работать» только на одну сторону, поскольку обязан учитывать интересы всех лиц, вовлеченных в совершение конкретного нотариального действия.

В российском законодательстве, регулирующем деятельность нотариата, отсутствуют какие-либо специальные указания на возможность нотариусов участвовать в проведении медиации, но это не означает, что такое невозможно.

Тем более, что потенциал медиации в сфере гражданского оборота непредпринимательского характера уже используется в нотариальной деятельности, когда нотариус, например, при удостоверении брачного договора, соглашения о разделе совместно нажитого имущества, о разделе наследственного имущества занимается сближением и примирением позиций сторон, так как перед обращением к нотариусу к будущих участников этих соглашений имеются разногласия, связанные с непониманием их прав и обязанностей.

Источник: https://studopedia.ru/20_13312_vopros--trebovaniya-pred-yavlyaemie-k-mediatoru.html

Профессия медиатор: кто это такой, что он делает и как им стать

К требованиям предъявляемым к медиатору не относится

Процедура медиации существует с 2011 года, но далеко не каждый практикующий юрист сталкивался с ней или принимал участие в проведении. Рассмотрим, что такое медиация, как осуществляется и для чего нужна.

Кто такой медиатор

На законодательном уровне процедура медиации регулируется Федеральным законом РФ от 27.07.2010 г.

№ 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», вступившим в силу с 1 января 2011 г.

Медиация представляет собой отличную от судебной процедуру урегулирования конфликтов между сторонами. Медиация не является также и третейским судом. Решения принимается с участием медиатора по взаимному соглашению сторон.

Медиатор — независимое лицо, при участии которого стороны принимают решение. Медиатор определяется спорящими сторонами и является посредником, не представляющим ничьих интересов.

Задача медиатора — помочь гражданам найти верное и взаимовыгодное решение конфликта. Медиатор является своего рода судьёй, не обладающим судебной властью.

По факту медиаторами выступают практикующие юристы или лица с высшим юридическим образованием.

Задачей медиатора является установление контактов между участками процесса и помощь в поиске взаимовыгодного решения

Требования к медиаторам

Медиаторы могут состоять в профессиональных организациях, осуществляющих деятельность в сфере медиации, либо действовать на непрофессиональной основе. Непрофессиональным медиатором могут быть лица:

  • достигшие возраста восемнадцати лет;
  • обладающие полной дееспособностью;
  • не имеющие судимости.

Профессиональный медиатор должен отвечать следующим требованиям:

  • достигнуть возраста двадцати пяти лет;
  • иметь высшее образование;
  • получить дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации.

Медиаторы могут заниматься иной деятельностью, но не вправе занимать государственные и муниципальные должности. Медиаторы не вправе:

  • быть представителем какой-либо стороны;
  • оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;
  • осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в её результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;
  • делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

Профессиональный медиатор должен иметь высшее образование

Для осуществления функций медиатора человек должен обладать определёнными качествами:

  • способностью убеждать;
  • выдержанностью;
  • развитой речью;
  • способностью быстро понимать суть проблемы;
  • терпимостью к позиции других людей, даже если эта позиция простроена на неверном представлении о законности и справедливости.

Требований к базовой специальности медиатора законом не установлено. Существуют курсы подготовки медиаторов, которые не базируются на профессиональном юридическом образовании, но чаще медиаторами выступают практикующие юристы или лица с высшим юридическим образованием.

Оплата труда медиаторов

Деятельность медиатора не является предпринимательской, но профессиональный медиатор работает на платной основе, причём уровень оплаты устанавливается высоким. Проведение одной процедуры оценивается на уровне гонорара адвоката в гражданском процессе. В зависимости от региона этот уровень различный.

В развитых областных центрах это сумма составляет от 30 000 рублей. Профессиональные медиаторы состоят в специализированных организациях либо на не совсем законных основаниях сотрудничают с юридическими компаниями, поэтому не вся уплачиваемая сторонами сумма идёт на вознаграждение.

По умолчанию оплата производится обеими сторонами в равных частях.

Законом предусмотрена возможность предоставления бесплатных медиаторских услуг на непрофессиональной основе, но фактически такие случаи редки, если не единичны.

Тратить время и прилагать усилия для урегулирования чужих проблем едва ли кто захочет из спортивного интереса.

К тому же для проведения качественной процедуры требуются профессиональные знания и навыки, определённые психофизиологические качества.

Суды должны способствовать развитию медиации

До настоящего времени институт медиации находится в нашей стране в зачаточном положении. Несмотря на то что закон предписывает судам оказывать содействие в развитии медиативных процедур вплоть до предоставления помещений медиаторам и участникам процесса, на практике всё это существует формально либо не существует вообще.

Если первое время после вступления закона о медиации в силу некоторые суды предпринимали попытки перевести участников судебного процесса к медиативной процедуре, предлагали перед началом слушания дела воспользоваться услугами медиаторов, разъясняли, что это такое, то сейчас этого уже не происходит, хотя введение института медиации одной из своих целью преследовало снижение нагрузки на суды.

В связи с малой востребованностью услуг, медиаторов в чистом виде, занимающихся исключительно этой деятельностью, пожалуй, не существует, либо они встречаются только в столице и крупнейших городах. Некоторые практикующие юристы проходят курсы медиаторов для повышения собственной квалификации и расширения круга оказываемых услуг, совмещая оба направления деятельности.

Достоинства и недостатки профессии

Основные недостатки профессии связаны с её ограниченной востребованностью. Случаи проведения полноценных медиативных процедур крайне редки.

Люди не понимают смысла медиации и не хотят заканчивать дела медиативным соглашением вместо полноценного судебного решения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Исходя из этого невозможно получать достаточный доход даже для обеспечения минимальных потребностей.

У медиатора туманные карьерные перспективы, расти медиатору некуда. Потолок — руководитель специализированной организации или СРО медиаторов, хотя значимость таких организаций невысока в обществе.

С другой стороны, близость профессии медиатора к деятельности судов и отправлению правосудия делает её привлекательной для работающих в сфере юриспруденции. Полученное дополнительное образование медиатора и приобретённые практические навыки являются хорошим подспорьем для юристов и адвокатов.

Нередко за юридической помощью обращаются клиенты, проблемы которых невозможно решить ни в судебном, ни в досудебном порядке. В таких случаях медиативное соглашение — единственный способ урегулировать спор в правовых рамках.

Медиаторы организовывают встречу сторон, налаживают контакт между оппонентами, ищут общие интересы участников и помогают прийти к взаимовыгодному решению.

Медиативные процедуры проводятся не только в гражданских, семейных или трудовых спорах. С помощью медиации регулируются в том числе споры в экономической сфере, между хозяйствующими субъектами. В этом направлении больше перспектив для развития медиации.

Соответственно, медиаторы, специализирующиеся на таких направлениях, имеют больше шансов для профессионального развития.

Разрешение спора через медиацию позволяет также избежать дополнительных расходов на пошлины, оплату экспертиз и других расходов, которые стороны понесли бы при разбирательстве в суде.

Работа медиатором помогает устанавливать новые связи, учит строить логические конструкции, развивает навыки убеждения. Опыт работы медиатором может оказаться полезным не только юристам, но и людям других профессий: психологам, преподавателям и пр.

Как стать медиатором

Как стать медиатором, зависит от того, на профессиональном или непрофессиональном уровне предполагается работать. Если для непрофессионального уровня особых требований не предъявляется, то профессиональный в обязательном порядке должен получить дополнительное образование.

Дополнительное образование медиатора можно получить на специализированных курсах при вузах

Непосредственно специальности «Медиации» не существует ни в вузах, ни в средних специальных учебных заведениях. Получить образование можно только на специальных курсах при учебных заведениях. Найти такие курсы можно в большинстве областных центрах. В Москве обычно указывают следующие заведения:

  1. Научно-методический центр медиации и права. Прохождение базового уровня подготовки в течение 256 часов (очная форма) обойдётся слушателю в 45 тыс. рублей.
  2. Институт развития дополнительного профессионального образования. Базовый курс подготовки на кафедре «Медиации и права» ИРДПО обойдётся слушателю в 30 тыс. рублей. Длительность программы — 120 часов.
  3. Центр медиации и альтернативного разрешения споров в правовой практике при МГЮА. Стоимость расширенного курса, включающего программу подготовки тренеров-преподавателей (264 часа), составляет около 60 тыс. рублей.
  4. Профессиональная психотерапевтическая лига. Курсы медиаторов в Москве на базе ППЛ ограничены начальным уровнем подготовки кадров. Базовый уровень подготовки (120 часов) обойдётся слушателям в 17–20 тыс. рублей.
  5. Академия дополнительного профессионального образования. В зависимости от количества учебного времени (74–286 часов), стоимость курса варьируется в диапазоне от 21,5 до 28,5 тыс. рублей.

Курс обучения состоит из теоретической и практической частей. По окончании курса профессиональный медиатор может работать в составе специализированной организации, которые могут объединяться в ассоциации и другие объединения. Медиаторы могут работать самостоятельно. Специализированные организации и медиаторы могут объединяться в СРО для разработки единых стандартов и правил медиации.

Несмотря на малую востребованность, медиация имеет свои перспективы и со временем может стать альтернативой судебному разбирательству. Не исключено, что медиация на законодательном уровне по отдельным спорам может быть установлена в качестве обязательной досудебной стадии. В любом случае получение дополнительного образования медиатора не помешает людям с профессией, связанной с общением.

  • ozakone
  • Распечатать

Источник: https://ozakone.com/yuridicheskaya-karera/kak-stat-mediatorom.html

Законопроект о медиации. Минюст России предлагает изменить требования к медиаторам и исключить их саморегулируемые организации

К требованиям предъявляемым к медиатору не относится

Минюст России подготовил новый законопроект о медиации. В нем скорректированы требования к медиаторам. Например, ими не смогут быть адвокаты, а также любые лица младше 30 лет. Также предлагается изменить порядок принятия экзаменов у медиаторов государственной квалификационной комиссией.

В нее будут входить представители правоохранительных органов, органов юстиции и судьи. Обязанность включать в государственную квалификационную комиссию лиц, которые имели опыт или образование медиатора, в законопроект не попала.

Помимо этого в законопроекте предусмотрены особенности рассмотрения определенных споров: семейных, трудовых и т.д.

Внастоящее время процедуры медиации урегулированы Федеральным законом от 27.07.

2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон № 193-ФЗ).

Минюст России решил полностью обновить этот закон и подготовил законопроект «Об урегулировании споров с участием посредника (медиации) в РФ» (далее — законопроект, имеется в распоряжении редакции).

Пока законопроект проходит межведомственное согласование с заинтересованными государственными органами и организациями. То есть он еще не опубликован для общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (www.regulation.gov.ru). Предполагается, что он может вступить в силу с 01.07.2022.

Однако Федеральная палата адвокатов РФ подготовила свои возражения на этот законопроект. Они размещены на www.fparf.ru.

Требования к медиаторам

В законопроекте указано, что осуществлять деятельность медиаторов могут:

  • лица, достигшие тридцатилетнего возраста, имеющие высшее образование по направлениям и специальностям в области юриспруденции, психологии, педагогики, прошедшие подготовку, соответствующую требованиям стандартов и программы подготовки медиаторов, утвержденной уполномоченным органом, прошедшие стажировку, имеющие стаж работы по специальности не менее пяти лет, внесенные в единый федеральный реестр медиаторов;
  • судьи, пребывающие в отставке;
  • медиаторы, осуществляющие деятельность в образовательных организациях (п. 2 ст. 10 законопроекта).

Сейчас медиатором на профессиональной основе может быть лицо от 25 лет, имеющее высшее образование и получившее дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации (п. 1 ст. 16 Закона № 193-ФЗ). А если медиатор работает на непрофессиональной основе, то ему должно быть не менее 18 лет.

Таким образом, в законопроекте предлагается ввести для медиаторов ограничение по возрасту (медиатором не сможет стать лицо младше 30 лет), по образованию (например, медиатор с медицинским образованием, который работает с медицинскими спорами, уже не сможет работать).

Кроме того, медиаторами не смогут быть адвокаты и нотариусы. Федеральная палата адвокатов РФ в своем письме с возражениями на законопроект указала, что одним из возможных вариантов образования медиатора является высшее юридическое образование, но при этом в законопроекте не разрешается стать медиаторами адвокатам и нотариусам.

Вместо этой поправки Федеральная палата адвокатов РФ предложила предусмотреть гарантии работы адвокатов в качестве медиаторов. В частности, можно дополнить законопроект положением о том, что медиатор с действующим статусом адвоката:

  • перед началом проведения процедуры медиации предоставляет письменные гарантии по исключению конфликта интересов;
  • включает в соглашение о проведении процедуры медиации свои обязательства о том, что он не вправе проводить медиацию, если ранее выступал в качестве представителя или консультанта любой из сторон;
  • не вправе представлять интересы любой из сторон после окончания процедуры медиации по вопросам, прямо или косвенно затрагивающим предмет медиативного соглашения.

В случае нарушения данных адвокатом обязательств медиативное соглашение может быть признано недействительным, а сторонам следует обратиться за взысканием понесенных расходов и убытков. Также предлагается распространить действие норм Кодекса профессиональной этики адвоката на деятельность адвоката в ходе его работы в качестве медиатора.

Сдача экзаменов медиаторами

Принимать экзамены у медиаторов будет квалификационная комиссия, состоящая из судей, следователей, полицейских и представителей территориального органа юстиции. То есть в законопроекте нет упоминания о том, что принимать экзамены будут лица, имеющие профессиональное образование медиатора (п. 1 ст. 5 законопроекта).

В частности, государственная квалификационная комиссия будет формироваться на два года в количестве семи членов комиссии:

  • от территориального органа юстиции — три представителя,
  • от правоохранительных органов — один представитель,
  • от федерального органа государственной власти, осуществляющего полномочия в сфере уголовного судопроизводства, — один представитель,
  • от верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа — один судья,
  • от арбитражного суда субъекта РФ — один судья (п. 2 ст. 5 законопроекта).

Саморегулируемые организации медиаторов

В законопроекте исключено упоминание о саморегулируемых организациях медиаторов.

Сейчас же в Законе № 193-ФЗ указано, что медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут создавать саморегулируемые организации медиаторов (п. 1 ст. 18 Закона № 193-ФЗ).

Они ведут реестр членов саморегулируемой организации медиаторов, разрабатывают и утверждают стандарты и правила профессиональной деятельности медиаторов и т.д. (п. 2 ст. 18 Закона № 193-ФЗ).

Согласно законопроекту всю координацию медиации будет осуществлять уполномоченный орган (ст. 3 законопроекта). Скорее всего, таким органом будет Минюст России.

Он будет устанавливать требования к медиаторам и организациям, осуществляющим деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, разрабатывать единые стандарты проведения медиации, разрабатывать и утверждать программы обучения медиаторов и т.д.

Медиативный запрос

Предлагается ввести новый инструмент для медиаторов — медиативный запрос (ст. 19.1 законопроекта).

Медиатор будет вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации официальные обращения о представлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для проведения медиации. Ответ должен быть отправлен в письменной форме в течение 30 дней с момента получения запроса.

В предоставлении ответа на медиативный запрос может быть отказано, если:

  • субъект, получивший запрос, не располагает такими сведениями;
  • нарушены требования к форме, порядку оформления и направления медиативного запроса;
  • запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

Особенности медиации по определенным видам споров

В законопроекте предусмотрены особенности медиации по гражданским, семейным, трудовым, административным спорам, спорам, связанным с защитой прав потребителей, а также особенности медиации, проводимой в рамках уголовного судопроизводства.

Например, может появиться положение о том, что в случае расторжения брака при наличии несовершеннолетних детей стороны обязаны пройти процедуру медиации до обращения в суд (ст. 24 законопроекта).

Могут рассматриваться в качестве медиации следующие трудовые споры:

  • индивидуальные трудовые споры, касающиеся выплаты возмещения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей одной из сторон индивидуального трудового спора;
  • индивидуальные трудовые споры, касающиеся заключения, исполнения, изменения, приостановления, прекращения или недействительности индивидуального трудового спора.

При этом процедура медиации не будет применяться к коллективным трудовым спорам (ст. 26 законопроекта).

По административным спорам процедура медиации может быть инициирована органом государственной власти (п. 2 ст. 27 законопроекта).

В ходе уголовного судопроизводства суд или орган уголовного преследования вправе привлечь медиатора для проведения процедуры медиации. Это возможно по их собственной инициативе либо по ходатайству стороны.

При этом заключение сторонами соглашения о проведении медиации не будет приостанавливать производство по уголовному делу.

А факт участия в медиации не будет служить доказательством вины участника уголовного судопроизводства.

При прекращении медиации, проводимой в рамках уголовного судопроизводства, стороны обязаны незамедлительно направить органу, ведущему уголовный процесс, в производстве которого находится уголовное дело:

  • в случае подписания медиативного соглашения (об урегулировании конфликта) — экземпляр этого соглашения;
  • в иных случаях — письменное уведомление медиатора о прекращении медиации с указанием оснований.

В уголовном судопроизводстве для стороны, являющейся правонарушителем, участие в процедуре медиации возможно только один раз в жизни (ст. 28 законопроекта).

Принять к сведению

Еще несколько предложений Федеральной палаты адвокатов РФ для развития медиации:

  • ввести правило о возврате государственной пошлины истцу в случае, если стороны обращаются к медиации и достигают соглашения;
  • повысить размер государственной пошлины по крупным коммерческим спорам;
  • ввести обязательную медиацию по некоторым категориям судебных споров, рассматриваемых арбитражными судами. Такими категориями дел могут быть споры о размере штрафных санкций; об изменении и расторжении договоров; дела, в которых заявляются встречные иски; споры о качестве выполненных работ.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/427935/

Кто может быть медиатором и почему ими не могут быть госслужащие и муниципальные служащие?

К требованиям предъявляемым к медиатору не относится

Вопрос о том, кто может быть медиатором не является второстепенным. И ответ на него особенно значим в условиях, когда законодательство формируется при зарождении вида деятельности, а практика еще не сформирована.

Для ответа на этот вопрос, прежде всего, нужно задуматься о возможных сферах применения медиации, о ее потенциале как способа урегулирования и предупреждения споров все больше раскрывающемся в последние годы. Также немаловажно определить роль медиатора.

Что должен уметь делать медиатор?

Роль медиатора

Модель медиации, на которую ориентируется действующий Федеральный закон от 27 июля 2010 г.

№ 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”, предполагает, что роль медиатора – это роль организатора процесса, ведущего процедуру медиации, с предельным вниманием относясь к потребностям участников конфликта в отношении процесса, остающегося на протяжении всей процедуры их равноудаленным и равноприближенным помощником в ходе выработки договоренностей по существу спора. В России за основу взята содействующая модель медиации, но с возможностью так называемого “предложения медиатора” полностью оставленной на усмотрение сторон. Такой подход предполагает, что ключевой задачей медиатора является обеспечение сторонам помощи в понимании их реальных потребностей и интересов, налаживании диалога. Медиатор содействует сторонам спора в поиске такого выхода из конфликта, который приемлем для них в равной степени, с которым они согласятся, выполнят добровольно, и с последствиями которого смогут качественно жить. Медиатор должен уметь помочь сторонам спора в восстановлении способности конструктивно общаться между собой, обеспечить условия для формирования общего (разделенного/разделяемого) понимания проблемы (то есть медиатор не заставляет стороны соглашаться друг с другом, но помогает им понять точку зрения, интересы и потребности другого), содействовать сторонам в поиске (выработке и оценке) решения, которое должно быть их собственным, реалистичным, жизнеспособным решением.

Чтобы выполнить эту задачу медиатор должен быть независим от сторон и не иметь заинтересованности в содержательном аспекте разрешения спора. Стороны должны доверять медиатору и полагаться на его профессионализм.

Медиатор опирается на принципы медиации и старается неуклонно следовать этим принципам и требованиям профессиональной этики. Только таким образом, возможно, достичь успеха в медиации.
Одним из самых сложных может оказаться соблюдение нейтральности и беспристрастности.

Медиация – это не состязание в доказывании фактов и собственной правоты, а сотрудничество, объединение усилий с оппонентом для разрешения общей проблемы. Такое отношение к процессу разрешения спора не является чаще всего привычным для его участников.

Ведь большинство сторон по сегодняшний день считает, что бороться нужно не с проблемой, а с другой (ими) стороной (ами), именно на нее возлагая вину и к ней предъявляя требования. Соответственно стороны чаще всего, стараются привлечь симпатии медиатора на свою сторону.

Одновременно, неизбежно постоянно возникает опасность восприятия его сторонами пристрастным или сочувствующим больше одной из сторон.

Медиатор, действует в равной степени в интересах всех сторон спора, поощряя сотрудничество.

Он не должен позволять втягивать себя в противостояние сторон (а противостояние есть естественная составляющая конфликта с которой сторонам, даже при самых мирных намерениях, приходится совладать в собственных же интересах).

Одна из основополагающих идей медиации – наделение сторон силой и ответственностью за принятие решений по их собственному конфликту. Поэтому, медиатор, каким бы ни было его первоначальное образование – юрист, учитель, психолог, врач, инженер и т.д.

, находясь в этой роли, главное, чтобы он был медиатором – профессионалом, опирающимся, на свой опыт. Один из сложных навыков медиатора – это умение не позволять его знаниям, опыту, суждениям в той или иной сфере оказывать влияние на его поведение, высказывания, чтобы не нанести ущерб процессу разрешения спора собственниками, которого являются сами стороны.

https://www.youtube.com/watch?v=7V1isoqhIMs

Медиатор должен быть добропорядочным человеком, с непогрешимой репутацией, вызывающим уважение и доверие у сторон.

В странах, где развитие медиации, в большей степени, происходит “снизу” и, уже, на основе сложившейся практики формируется правовая база, во-первых, гораздо ниже риски ограничения доступа к медиативной деятельности на основании принадлежности к той или иной профессии, во-вторых, как показывает практика, в медиацию приходят представители самых разных профессий и, наконец, в-третьих, успешными, востребованными медиаторами также становятся, люди самых разных профессий – юристы, психологи, социологи, политологи, врачи, учителя, инженеры, менеджеры и т.д. Главное, чтобы тот, кто называет себя медиатором, действительно владел навыками этой деятельности на профессиональном уровне.

Теперь можно вернуться к вопросу: Кто же может быть медиатором в России?

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”, создавая условия для распространения медиации, позволяет заниматься медиацией на непрофессиональной и профессиональной основе.

Статьей 15 этого закона установлены общие требования к медиатору, который может действовать на непрофессиональной основе – достижение совершеннолетия, отсутствие судимости и пр.

В соответствии с той же статьей для ведения медиативной деятельности на профессиональной основе необходимо достижение возраста 25 лет, высшее профессиональное образование (медиаторами могут быть представители неограниченного круга профессий) и обучение по специальной программе подготовки медиаторов1 .

Часто задают вопрос, а зачем такое деление? Например, человек обучился медиации, но не занимается этой деятельностью на постоянной основе, не имеет намерений строить карьеру в сфере медиации, не вступает в организацию медиаторов, то есть он занимается медиативной деятельностью на непрофессиональной основе.

Или, ученик в школе в рамках проекта “школьная медиация” обучился медиации, и время от времени принимает участие в процедурах медиации, или учитель обучился “школьной медиации” и урегулирует споры в образовательном учреждении – все это деятельность медиатора на непрофессиональной основе2 .

В соответствии с законом, единственное ограничение, которое применяется, к так называемым непрофессиональным медиаторам – споры, которые разрешаются с помощью медиации после обращения сторон в суд, могут урегулироваться лишь с участием медиатора ведущего деятельность на профессиональной основе.

В связи с этим, сторонам, обращающимся к процедуре медиации до суда, нужно тщательнее выбирать медиатора. Если медиатор не прошел соответствующую подготовку, он может вместо помощи создать дополнительные трудности сторонам. Поэтому, конечно для разрешения серьезных споров желательно прибегать к помощи профессиональных медиаторов. Более того, медиаторы, всерьез занимающиеся медиативной деятельностью, стараются вступать в сообщества, быть аффилированными с провайдерами медиативных услуг и/или организациями, объединяющими медиаторов, уделяют большое внимание повышению квалификации, своему профессиональному росту.

Медиация – это не предпринимательская деятельность и ее можно осуществлять наряду с иной деятельностью, кроме случаев, прямо предусмотренных законом.

Сначала остановимся на прямо прописанных ограничениях: “Медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами”.

В связи, с чем существует подобное ограничение? Здесь одновременно можно указать на ряд факторов: медиация – это независимый институт гражданского общества. Совмещение государственными и муниципальными служащими своей работы с медиативной деятельностью в таком контексте невозможно.

Они являются представителями власти, выразителями интересов государства, имеют определенные ограничения в связи с таким статусом и не могут выступать в роли независимых медиаторов в спорах связанных с гражданскими правоотношениями. Возможность коррупции, конфликта интересов ставят под вопрос независимость и беспристрастность служащих-медиаторов.

Вместе с тем, необходимо отметить сколь значимым является владение медиативными навыками для государственных служащих самых разных уровней и направлений деятельности.

Владение навыками медиации позволяет им повысить конфликтную и, как следствие, профессиональную компетентность в целом. Качество работы государственных служащих напрямую влияет на качество жизни граждан и на доверие общества к власти в целом.

Поэтому очень важно понимать, что российским государственным служащим медиативный подход3 необходим в качестве инструментария в повседневной деятельности.

Медиация действительно является сферой деятельности доступной представителям самых разных профессий. Вместе с тем юристы, психологи, менеджеры становятся медиаторами чаще. Среди представителей юридических профессий судьи, адвокаты, нотариусы в силу существования законодательно закрепленного статуса имеют ряд ограничений.

Например, после принятия Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” встал вопрос о возможности судей в отставке заниматься медиативной практикой.

Действующее законодательство не позволяет действующим судьям и судьям в отставке быть медиаторами4 . Во многих странах судьи, вышедшие на заслуженный отдых, играют значительную роль в оказании медиативных услуг и развитии медиации.

Но занимаются они этой деятельностью на общих основаниях, то есть следуя всем требованиям, которые предъявляются медиаторам в целом и обязательно при условии прохождения обучения медиации.

Судьи в отставке, безусловно, имеют значительные предпосылки для занятия деятельностью в области урегулирования споров и консультирования сторон, особенно в части правовой оценки спора и возможного исхода судебного разбирательства.

Однако сложность состоит в том, что для занятия медиативной деятельностью необходимо выйти из парадигмы состязательного процесса и переориентироваться на сотрудничающий процесс. В процедуре медиации не допускается консультирование сторон и оценка ситуации медиатором.

С другой стороны, если говорить об альтернативных способах урегулирования споров, потенциал судей и судей в отставке может быть использован в компетентном направлении сторон на медиацию и/или содействии их примирению. Кроме того, уже действующее законодательство предписывает судье содействовать примирению сторон. Для осуществления этих функций, а значит, выполнения возложенной миссии судьям необходимо обучаться медиативному подходу.

Что касается занятия медиативной деятельностью адвокатами, то на этот счет до последнего времени не было однозначного ответа, так как действующий Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” ничего не говорит о медиации.

Вместе с тем 22 апреля 2013 года в Москве, в Центральном доме ученых, состоялся VI Всероссийский съезд адвокатов, где были утверждены изменения и дополнения в Кодекс профессиональной этики адвоката: адвокату разрешено за деньги заниматься урегулированием споров, в том числе в качестве медиатора или третейского судьи.

Таким образом, если говорить о буквальном толковании закона об адвокатуре, сегодня нет однозначного мнения о возможности совмещения статуса адвоката с медиативной деятельностью – это вопрос перенесен в сферу профессиональной адвокатской этики. Возможно, в будущем возникнет необходимость во внесении изменений в этот закон.

Итак, сегодня в России профессиональным медиатором может стать любой дееспособный человек, достигший возраста 25лет, с любым высшим образованием, прошедший обучение по программе подготовки медиаторов. Медиатор должен следовать Кодексу профессиональной этики, который был разработан Некоммерческим партнерством “Национальная организация медиаторов” и утвержден 28 апреля 2012 года.

_____________________________________

1 На основании статьи 16 Закона о медиации было принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2010 года № 969 “О программе подготовки медиаторов”, в соответствии с которым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 года была утверждена Программа подготовки медиаторов.

2 Метод “школьная медиация” разработан АНО “Центр медиации и права”.

3 Медиативный подход разработан АНО “Центр медиации и права”.

4 Информация Совета судей РФ от 23 августа 2012 года “Обобщение вопросов и ответов”, вопрос 6.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/shamlikashvili/509288/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.