Общие условия и гарантии предпринимательской деятельности

Государственные гарантии прав предпринимателей

Общие условия и гарантии предпринимательской деятельности

Проблема компетенции государственных органов и их воздействия на осуществление предпринимательской деятельности

В соответствии с 34 ст. Конституции «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Экономическая свобода – необходимый элемент гражданского общества и правового государства.

Провозглашенное в качестве основы конституционного строя многообразие и равная защита всех форм собственности неизбежно предполагают свободу предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ограничения предпринимательской и иной экономической деятельности могут устанавливаться только законом.

Право на экономическую деятельность – общее принадлежащее каждому право, содержащее в себе комплекс прав, обеспечивающих возможность организовать и осуществлять предпринимательскую деятельность.

Для этого субъект права экономической деятельности – юридическое или физическое лицо (хозяйствующий субъект) – может создавать на свой риск и под свою имущественную ответственность предприятия, регистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица, свободно вступать в договоры с юридическими и физическими лицами, другими хозяйствующими субъектами, приобретать и распоряжаться собственностью. Некоторые общие принципы и отдельные виды предпринимательской деятельности регулируются ГК РФ.

Признание права на свободу экономической деятельности порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права. Данные обязанности закреплены в нормативно-правовых актах всех уровней.

Защита прав и интересов предпринимателей опирается на достаточно широкий спектр конституционных гарантий, большинство из которых имеет всеобщий характер и касается как предпринимателей, так и других граждан. К примеру, такие гарантии, как право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст.

45 Конституции РФ), право на судебную защиту (ст. 46, 47 Конституции РФ), компенсация причиненного ущерба (ст. 52 Конституции РФ), возмещение государством вреда (ст. 53 Конституции РФ) и т.д., относятся ко всем гражданам. А вот гарантии от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст.

34 Конституции РФ), свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74 Конституции РФ) и т.д. адресованы непосредственно предпринимателям.

Так, принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств порождает обязанность государства не устанавливать и не допускать установления на территории России таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Из принципа единства экономического пространства вытекает обязанность государства обеспечить создание таких предпосылок экономической (активной) деятельности, как единая денежная система, единая система банков, свободное перемещение товаров и услуг, защита капиталов на любой территории, защита конкуренции.

Помимо этого Конституция РФ содержит также ряд других гарантий предпринимательской деятельности. В частности, конституционные гарантии права частной собственности (ст. 35) предопределяют следующее:

§ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда;

§ принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения;

§ право наследования гарантируется.

Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» регламентирована деятельность органов государственной исполнительной власти в части проведения проверок хозяйствующих субъектов в целях устранения административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности.

В нем определены подходы к контролю деятельности предприятий, предусмотрена имущественная ответственность органов государственного контроля (надзора) в случае совершения противоправных действий.

Существенно ограничено количество оснований для проведения внеплановых проверок, разработан механизм контроля проведения проверок со стороны предпринимателей путем ведения журнала контроля проверок для хозяйствующих субъектов.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» призван обеспечить осуществление единой государственной политики в области лицензирования, упростить вхождение на рынок новым хозяйствующим субъектам и создать условия для стабильной работы предпринимательских структур, что в итоге устраняет необоснованные ограничения и административные барьеры свободному использованию своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

Новый подход к созданию хозяйствующих субъектов был заложен в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц», вступившем в силу с 1 июля 2002 г. Закон ввел принцип регистрации «в одном окне» – в одном регистрационном ведомстве и ограничил срок регистрации пятью днями.

Основанием для отказа в государственной регистрации является лишь непредставление определенных федеральным законом документов, необходимых для регистрации, либо представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Государственные органы, например, не могут отказывать в регистрации по мотивам нецелесообразности.

Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

В целях государственной поддержки предпринимательства ФАС РФ разрабатываются меры, направленные на поддержание единого экономического пространства, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности на территории Российской Федерации и совершенствование механизма государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства.

Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» регламентировано проведение контроля. по предупреждению и пресечению антиконкурентных соглашений.

Не допускается необоснованное ограничение доступа хозяйствующих субъектов к участию в конкурсе на размещение госзаказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления.

Одной из острейших проблем предпринимательской деятельности в последние годы стали административные барьеры, то есть многочисленные препятствия со стороны органов власти и управления, связанные с необходимостью выполнения обязательных правил и процедур, предусмотренных законодательными и нормативными актами. А также актами и действиями органов власти и их должностных лиц, которые необоснованно ограничивают свободу предпринимательской деятельности и существенно затрудняют создание и развитие новых предпринимательских структур.

Чаще всего предприниматели сталкиваются с административными барьерами на рынках потребительских товаров и платных услуг, распространения наружной рекламы, предоставления услуг по пассажирским перевозкам. Выявленные нарушения (административные барьеры) имеют следующую структуру:

§ необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов;

§ ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов в любой форме;

§ установление запретов на продажу (обмен, покупку) товаров;

§ необоснованное создание благоприятных условий деятельности отдельным хозяйствующим субъектам;

§ ущемление интересов хозяйствующих субъектов при сдаче в аренду нежилых помещений;

§ нарушение конкурентных принципов при организации конкурсов и торгов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

§ совмещение функций органов власти с функциями хозяйствующих субъектов;

§ незаконное введение дополнительных налогов и сборов (введение налогов, сборов и иных платежей, не предусмотренных федеральных законодательством).

Отсутствие или противоречивость законодательства, возможность его неоднозначного толкования и применения, бюрократическая запутанность процедур регистрация бизнеса, лицензирование деятельности, сертификация продукции, согласования инвестиционных проектов, ограничения прав собственности и другие связанные с этим значительные финансовые издержки остаются главными проблемами в деятельности предпринимателя.

Необходимость упрощения государственных регулирующих процедур в отношении предпринимательства (упрощение порядка регистрации, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, унификация административных процедур, минимизация числа согласующих и контролирующих инстанций, упрощение порядка и форм отчетности и др.) были отмечены в Указе Президента Российской Федерации «Об административных барьерах». Однако полноценная работа на межведомственном уровне началась фактически только в 2000 году.

Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей – это основные направления законотворческой деятельности государства, направленные на создание благоприятного климата для активизации предпринимательской деятельности в стране. В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по устранению излишнего и неэффективного административного регулирования предпринимательской деятельности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года № 452 образована Комиссия Правительства Российской Федерации по сокращению административных ограничений в предпринимательстве и оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление.

Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2000 г. № 581 утверждено Положение о Совете по предпринимательству при Правительстве Российской Федерации.

Совет является постоянно действующим совещательным органом, образованным для обеспечения практического взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и широкого круга предпринимателей, консолидации их интересов для выработки предложений по основным направлениям экономической политики государства. Основной задачей Совета является подготовка предложений по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего предпринимательскую деятельность, в том числе в налоговой, кредитной и инвестиционной сферах; укрепления принципа прозрачности в процессе взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В целом, осуществляя правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности, государство должно реализовать три взаимосвязанные между собой функции: во-первых, определить основные черты и элементы содержания предпринимательских правоотношений, т.е.

выполнить конструктивное или созидательное регулирование; во-вторых, посредством запретов, предписаний и санкций установить в государственных и общественных интересах пределы дозволенной предпринимательской деятельности, т.е.

выполнить деструктивное или ограничительное регулирование; в-третьих, предоставить предпринимателям легальные ме­ры защиты их прав и интересов от возможных нарушений, т.е. выполнить обеспечительное или защитное регулирование.

Источник: https://3ys.ru/zashchita-prav-predprinimatelya/gosudarstvennye-garantii-prav-predprinimatelej.html

Гарантии предпринимательской деятельности

Общие условия и гарантии предпринимательской деятельности

Статья 7. Права предпринимателя. Каждый гражданин, объединения граждан, фирмы, занимающиеся предпринимательской деятельностью имеют право:

– начинать и вести предпринимательскую деятельность путем учреждения или приобретения предприятия (фирмы), а также заключения договора с собственником фирмы,

– привлекать на договорных началах и использовать денежные средства, имущество и интеллектуальную собственность отдельных граждан и юридических лиц,

– самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены,

– нанимать и увольнять работников в соответствии с законом и уставом фирмы,

– распоряжаться прибылью фирмы,

– пользоваться услугами системы социального обеспечения (пособие по безработице), медицинского и социального страхования,

– образовывать союзы, ассоциации и другие объединения предпринимателей,

– оспаривать в суде действия граждан, фирм или органов государственного управления.

Статья 8. Обязанности предпринимателя. Каждый предприниматель обязан :

– выполнять обязательства, вытекающие из законов и заключенных им договоров,

– заключать трудовые договоры с работающими у него по найму работниками,

– полностью рассчитываться со всеми работниками в соответствии с договорами, независимо от финансового состояния фирмы,

– обеспечивать безопасные условия труда для граждан, работающих по найму,

– своевременно предоставлять декларацию о доходах предприятия и уплачивать налоги в порядке и размерах, определяемых законом,

– заявлять о банкротстве фирмы в случае невозможности исполнения обязательств перед кредиторами.

Статья 9. Ответственность предпринимателя.

Предприниматель несет ответственность в соответствии с законами “Ньюландии” за ненадлежащее исполнение заключенных договоров, нарушение прав собственности других граждан, загрязнение окружающей среды, нарушение антимонопольного закона, несоблюдение безопасных условий труда, реализацию потребителя продукции, причиняющей вред здоровью. Предприниматель отвечает перед кредиторами имуществом своей фирмы в соответствии с организационно-правовой формой.

Статья 10. Гарантии предпринимательской деятельности. В Ньюландии гарантируется :

– право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия (фирмы) и приобретать необходимое для их деятельности имущество,

– недопущение отказа в регистрации предприятия (фирмы) по мотивам нецелесообразности,

– защита прав и интересов предпринимателей, действующих на территории “Ньюландии”, недопущение дискриминации предприятий со стороны государства,

– равное право доступа всех предпринимателей на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности фирм и предпринимателей, независимо от вида деятельности и организационно-правовой формы,

– защита имущества предпринимателей от незаконного изъятия,

– свободный выбор предпринимателем сферы деятельности в пределах, установленных законами Республики,

– право предпринимателя самостоятельно распоряжаться своим имуществом, определять объемы производства, порядок и условия сбыта продукция, распределять прибыль на развитие производства, своего дела,

– экономическая и правовая поддержка предпринимательской деятельности.

Вмешательство государства в деятельность фирм не допускается, кроме оснований, предусмотренных законами Республики.

Глава 4. Основы деятельности предприятия (фирмы)

Статья 11. Сферы деятельности фирмы. Фирма может осуществлять любые виды деятельности, предусмотренные ее Уставом, если они не запрещены законами Ньюландии. Фирме запрещается:

– производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий,

– изготовление и реализация наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ,

– переработка руд драгоценных металлов, радиоактивных элементов,

– лечение больных,

– производство ликеро-водочных и табачных изделий,

– изготовление орденов и медалей.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться только на основании специального разрешения (лицензии).

Статья 12. Цены и ценообразование. Предприятие (фирма) реализует свою продукцию, работы, услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или по договорной цене. В соответствии с антимонопольным законом государство имеет право регулировать цены на продукцию фирм, занимающих доминирующее положение на рынке.

Статья 13. Финансовые и кредитные отношения. Предприятие вправе открывать расчетный счет и другие счета в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных операций.

Банк обязан открыть расчетный счет по требованию фирмы, зарегистрированной в Министерстве юстиции. Фирма несет полную ответственность за соблюдение договоров и расчетной дисциплины.

Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом).

Статья 14. Контроль за деятельностью фирмы. Фирма, независимо от его организационно-правовой формы, ведет бухгалтерскую. Фирма предоставляет государственным органам информацию, необходимую для налогообложения. Фирма имеет право не представлять информацию, содержащую коммерческую тайну. За искажение бухгалтерской отчетности фирмы несут административную ответственность.

Глава 5. Общие условия учреждения и прекращения деятельности предприятия

Статья 15. Порядок учреждения предприятия. Учредительными документами предприятия являются устав фирмы, а также решение о его создании или договор учредителей. Предприятие считается учрежденным и приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Деятельность не зарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности незарегистри­рован­ного предприятия, взыскиваются через суд и направляются в государственный бюджет. За регистрацию предприятия взимается государственная пошлина, устанавливаемая Министерством юстиции.

Решение о регистрации или отказ в регистрации фирмы принимается в день подачи документов. О регистрации фирмы делается специальная запись в реестре зарегистрированных предприятий, который ведется в Министерстве юстиции. Министерство юстиции периодически объявляет о вновь зарегистрированных предприятиях в местной печати и по радио.

Статья 16. Отказ в регистрации фирмы. Отказ в регистрации фирмы возможен в случае нарушения закона о порядке создания предприятия или отсутствия необходимых документов.

Отказ в регистрации фирмы по другим мотивам является незаконным. Отказ в регистрации фирмы может быть обжалован в судебном порядке.

Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации фирмы.

Статья 17. Ликвидация и реорганизация фирмы. Прекращение деятельности фирмы может осуществляться в виде ее ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация или реорганизация фирмы производится по решению собственника либо по решению суда.

Фирма ликвидируется в случаях:

– признания ее банкротом,

– принятия решения о запрете деятельности фирмы, занимающейся запрещенной деятельностью,

– признания судом недействительными учредительных документов.

При ликвидации или реорганизации фирмы увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов.

Фирма считается ликвидированной с момента исключения ее из реестра Министерства юстиции.

Приложение к Закону

Источник: https://infopedia.su/10x9b8a.html

Предпринимательская деятельность гражданина

Общие условия и гарантии предпринимательской деятельности
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Гражданское право – разделы » Граждане » Предпринимательская деятельность гражданина

Это одна из самых главных сфер, которая позволяет российской экономике развиваться поступательно и стабильно.

Россия стоит сегодня на пути выстраивания рыночной экономики, что позволит государству повысить свои экономические, политические и социальные показатели.

Для этого прилагаются различные усилия со стороны государственных органов, которые смогут наладить этот процесс и в сжатые сроки достичь весомых экономических показателей.

В том числе государство предпринимает ряд мер, которые направлены на развитие предпринимательства на территории РФ. Ведь без данной сферы невозможно представить ни одну экономику развитого государства.

Нужна помощь юриста по предпринимательской деятельности?

Понятие и сущность предпринимательской деятельности, право на осуществление предпринимательской деятельности

Индивидуальная предпринимательская деятельность гражданина – одна из ключевых правоспособностей жителей РФ. Закрепляется это право ст. 23 ГК РФ.

Что же собой представляет предпринимательская деятельность? Для трактовки данной дефиниции следует обратиться к словарю финансовых и юридических терминов.

В соответствии с указанным источником, предпринимательская деятельность – это сфера деятельности гражданина, осуществление которой непрерывно связывается с определенными рисками, направленная на извлечение из предоставления услуг, проведения работ или реализации имущества финансовой прибыли.

Иными словами, понятие предпринимательства предполагает воплощение на практике определенных видов деятельности, которые относятся к конкретной сфере: торговле, предоставлению услуг, выполнению профессиональных работ и пр. При этом индивидуальная предпринимательская деятельность будет считаться легитимной только в том случае, если будет проведена процедура ее государственной регистрации.

Если проанализировать понятие индивидуальная предпринимательская деятельность, представленное в ГК РФ, то можно вывести следующие основные характеристики и признаки:

  • Предпринимательство создается учредителем в первую очередь для извлечения финансовой прибыли, однако, законодательство предусматривает и обратную сторону монеты, то есть убытки от осуществления конкретной деятельности.
  • Индивидуальная предпринимательская деятельность также подразумевает видовую дифференциацию, которая практически идентична классификации, которой наделены гражданско-правовые обязательства.
  • Деятельность, направленная на извлечение прибыли, подразумевает и существенные экономические риски, которые возлагает на себя предприниматель. В соответствии с этим, субъект правоотношений может видоизменять свое поведение, чтобы максимально точно учесть свои основные права и интересы, но без ущемления свобод иных лиц.
  • Понятие индивидуальная предпринимательская деятельность подразумевает и возможность использования наемного труда, в том числе посредством заключения трудового или гражданско-правового договора с будущим сотрудником.
  • Осуществление предпринимательской деятельности происходит на постоянной основе, что позволяет отграничить данную сферу от сделок, носящих эпизодический характер.
  • Предпринимательство – это самостоятельная сфера деятельности граждан, которая не подразумевает вмешательство в ее осуществление органов государственной власти, если, безусловно, не нарушается законодательный порядок.

Указанные признаки и аспекты предпринимательской деятельности позволяют отграничить эту деятельность от иных сфер.

Формы предпринимательской деятельности

На сегодняшний день на территории России выделяются следующие правовые формы предпринимательства:

  • Производственная деятельность. Данное понятие подразумевает под собой то, что предприниматель посредством использования орудий и факторов труда производит определенный перечень продукции, духовных и культурных ценностей, потребительских товаров и пр. На сегодняшний день производственные виды предпринимательства считаются наиболее рискованными, так как несмотря на то, что произошли существенные изменения рыночной экономики и поменялся сам законодательный порядок, комфортные условия для подобной деятельности не предусмотрены.
  • Коммерческая деятельность. Данный тип предпринимательства охватывает многочисленные виды деятельности, которые направлены в первую очередь на обмен произведенных товаров и услуг на денежные средства. Иными словами, это формы бизнеса, которые воплощаются посредством открытия на территории России магазинов, бутиков, торговых домов и баз, коммерческих лавок и пр.
  • Финансово-кредитная деятельность. Данные формы предпринимательства являются одними из самых специфичных. Это связано с тем, что субъекты правоотношений (предприниматели) в качестве объекта купли-продажи предлагают своим потребителям денежные средства, ценные бумаги, а также иные ценности, которые могут быть выражены в денежном эквиваленте. Порядок осуществления сделок в данном случае очень прост: предприниматель закупает предмет торговли (денежные средства или ценности) у его обладателя за одну сумму, а предоставляет своим потребителям за накрученную стоимость.
  • Посредническая деятельность. В данном случае речь идет о такой форме предпринимательства, в рамах которой владелец бизнеса не производит и не реализует самостоятельно продукцию или услуги. Он лишь выступает в качестве посредника – связующего звена между продавцом и покупателем. Этими посредниками могут быть следующие правовые субъекты: брокеры, дилеры, коммерческие банки, кредитные организации и пр.
  • Страховая деятельность. В данном случае предпринимательство направлено на то, что за определенную плату, полученную от страхователя, владелец компании гарантирует финансовые выплаты, формы и размеры которых закрепляются договором, в случае возникновения страхового случая.

Порядок государственной регистрации индивидуального предпринимателя

Предпринимательская деятельность будет считаться законной и легитимной в том случае, если будет осуществлена процедура государственной регистрации. При этом государственной регистрации предпринимательства придается характер общеобязательного процесса, но не с целью тотального контроля за коммерческой деятельностью граждан, а для проведения первичного учета организаций.

Регулирование государственной регистрации предпринимательской деятельности осуществляется на основании ФЗ под № 129. При этом следует отметить, что порядок регистрации ИП практически ничем не отличается от процедуры легитимации юрлиц. Таким образом, регистрационный порядок подразумевает соблюдение конкретных этапов:

  • Физическое лицо, которое желает зарегистрировать свое предпринимательство, должно предоставить в УФНС России полный пакет документов, список которых можно получить в налоговой инспекции.
  • На основании полученных данных и документов вносятся новые сведения об образовании организации, занимающейся предпринимательской деятельность, в ЕГРИП. Регулирование этого процесса происходит посредством ФЗ № 129-ФЗ.
  • После того как государственная регистрация будет завершена, налоговый орган предоставляет всю необходимую информацию в государственные органы, ОМСУ, или же внебюджетные фонды.

При этом законодатель установил четкие временные границы осуществления регистрации предпринимателя. Федеральная налоговая служба должна принять все необходимые решения и направить документацию в ответственные подразделения в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента получения всей документации.

Аспекты предпринимательской деятельности гражданина

На сегодняшний день современное законодательство предусматривает как правоспособность гражданина открыть собственное предпринимательское дело, так и обязательства, которые должен выполнять субъект предпринимательства. В частности, речь идет о следующих аспектах подобной деятельности:

  • Если гражданин осуществляет сделки, но при этом нарушает законодательство РФ, а именно ст. 23 ГК РФ, то он не вправе ссылаться при этом на то, что он не является предпринимателем. Регулирование предпринимательской деятельности в подобных ситуациях подразумевает то, что судебный орган имеет полное законное право применить к осуществлению подобных сделок все обязательства, которые предусматривает предпринимательство.
  • Гражданин, который прошел процедуру госрегистрации своего индивидуального предпринимательства, обязуется в течение 10 дней встать на учет в ФНС. Если предпринимательство осуществляется одновременно в нескольких населенных пунктах, то этот срок увеличивается до 1 месяца. Регулирование этого процесса прописано в НК РФ, а именно, ст. 38, 3 пункте.
  • Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, должен производить своевременную оплату налоговых издержек после подачи декларации в орган ФНС.
  • Обязуется гражданин – предприниматель встать на учет помимо налоговой инспекции в Пенсионный и Медицинский фонды, а также Фонд соцстрахования.

Перечисленные нами аспекты являются ключевыми условиями для легитимации совершения новоявленным предпринимателем своей деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица

Индивидуальное предпринимательство представляет собой более популярную форму регистрации у обычных граждан, чем иные формы. Поэтому предпринимательская деятельность без образования юридического лица требует дополнительного освящения.

Главное преимущество подобной деятельности состоит в том, что коммерческая организация представляет собой довольно гибкую и мобильную структуру.

Индивидуальные предприниматели действуют в рамках узких сфер деятельности, поэтому на все изменения могут очень быстро реагировать, подстраиваясь под новые экономические условия.

Кроме того, предпринимательская деятельность граждан без образования юридического лица имеет ряд иных преимуществ, которые повышают ее популярность. В частности, подобная организация имеет возможность предоставлять в уполномоченные органы более упрощенную отчетность о своей финансовой деятельности и полученной прибыли.

Если проанализировать юридическую литературу, то помимо указанных выше плюсов также можно выделить следующие преимущества:

  • процесс создания и ликвидации бизнеса в несколько раз упрощен;
  • использовать выручку, полученную от предпринимательской деятельности, владелец организации может по своему собственному усмотрению;
  • индивидуальные предприниматели освобождаются от выплаты налога на имущество, в рамках которого и осуществляется деятельность;
  • решения в рамках ИП принимаются намного проще, так как не требуется собрание акционеров, дольщиков и пр.

Несмотря на значительные преимущества, подобная форма предпринимательства имеет и существенные недостатки, которые воплощаются в том, что:

  • Предприниматель при неисполнении обязательств несет ответственность своим недвижимым или же движимым имуществом.
  • Субъекты ограничиваются законодательством в правах получения некоторых типов лицензии.
  • Получить выгодный контракт с крупной компанией практически невозможно, так как организации отказываются сотрудничать с ИП.
  • Ведение ИП требует от владельца постоянного участия. Здесь не предусмотрена возможность назначения управляющего директора.

Предпринимательская деятельность – это одна из самых главных сфер, которая позволяет российской экономике развиваться поступательно и стабильно.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/grazhdane/predprinimatelskaya-deyatelnost-grazhdanina.html

Хозяйственное право

Общие условия и гарантии предпринимательской деятельности
sh: 1: –format=html: not found

Занятие предпринимательской деятельностью является выражением свободы предпринимательства как одного из основных прав и фундаментальных свобод человека и гражданина.

Конституция РФ предоставляет каждому гражданину право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34 Конституции РФ). Осуществление предпринимательства является также результатом реализации более общего права граждан на труд, т.е.

права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст.37 Конституции РФ).

Право на занятие предпринимательством, обусловленное экономической свободой, включает в себя несколько элементов, охватывающих свободу выбора сферы, вида и формы предпринимательской деятельности. Среди сфер деятельности различаются производство, коммерция (торговля) или предоставление услуг.

Гражданин может специализироваться по любому виду деятельности.

Гражданин свободен самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность как в индивидуальном порядке без образования юридического лица (в качестве индивидуального предпринимателя), так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или кооперативе.

Однако свобода предпринимательства может быть ограничена законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции (ст.55, 74 Конституции РФ, ст.1 ГК РФ). К числу таких ограничений относятся, в частности, предварительные условия для начала предпринимательской деятельности: наличие у гражданина или коммерческой организации гражданской правосубъектности, государственная регистрация субъектов предпринимательства и получение специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности или отдельных действий в рамках предпринимательства.

Право на занятие предпринимательской деятельностью является составляющей частью правоспособности гражданина (ст.18 ГК РФ). Правоспособность – это возможность иметь гражданские права и нести обязанности.

Гражданское право содержит также категорию дееспособности, означающую, что способностью своими действиями осуществлять гражданские права и исполнять обязанности обладает только дееспособный гражданин.

Следовательно, только дееспособный гражданин может самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность.

Требование государственной регистрации распространяется как на коммерческую организацию, так и на гражданина (ст.23 и 51 ГК РФ). Государственная регистрация необходима для ведения учета предпринимателей, контроля за их деятельностью и обеспечения интересов их кредиторов.

Законодательство о государственной регистрации коммерческих организаций состоит из ГК РФ, Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных актов (например, форма заявления о регистрации, утверждаемая Правительством РФ).

Регистрирующим органом является Федеральная налоговая служба в составе Министерства финансов.

При создании коммерческой организации государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа коммерческой организации на основании решения о создании (в форме единоличного решения, протокола учредительного собрания и/или договора о создании), учредительных документов и заявления о регистрации. Индивидуальные предприниматели регистрируются по месту жительства. Документы, требуемые для регистрации: заявление, копия паспорта. Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 дней с момента представления указанных документов и уплаты государственной пошлины.

Такая процедура государственной регистрации представляет собой максимально либерализированный вариант явочно-нормативного способа создания юридического лица. Акт государственной регистрации означает факт внесения определенных сведений о коммерческой организации в государственный реестр.

Таким образом, Закон о регистрации юридических лиц освобождает регистрирующий орган от необходимости проверять факты соответствия учредительных документов требованиям законодательства и соблюдения учредителями установленного порядка регистрации. Следовательно, и отказ в регистрации в соответствии со ст.23 указанного Закона возможен лишь в случае непредставления необходимых документов.

Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=14792&chapterid=1665

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.