Особенности государственного контроля за предпринимательской деятельностью

Государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности

Особенности государственного контроля за предпринимательской деятельностью

Большаков, О. Е. Государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности / О. Е. Большаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76680/ (дата обращения: 09.03.2021).



В статье дается определение государственного контроля осуществления предпринимательской деятельности, исследуется его роль в обществе, рассматривается соотношение государственного контроля и надзора в современной правовой науке, анализируется правовое регулирование этого института и дается классификация государственного контроля

Ключевые слова: государство, контроль, надзор, предпринимательская деятельность, правовое регулирование.

The article defines the state control over entrepreneurial activity, examines its role in society, considers the relationship between state control and supervision in modern legal science, analyzes the legal regulation of this institution and classifies state control.

В процессе функционирования современных субъектов предпринимательской деятельности существенную роль играет государственный контроль, направленный на регулирование различных ее аспектов с учетом необходимости защиты прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Поэтому представляется достаточно актуальным исследование сущности и видов государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности, что и стало целью данной статьи.

Государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности отражает функцию административного контроля, которая характеризуется выполнением в отношении законной деятельности различных субъектов проверки процессов реализации ими обусловленной законодательством деятельности, а также направлен на регулирование экономической, финансовой, административной и управленческой работы субъектов предпринимательской деятельности, что содействует комплексному и устойчивому развитию государства, удовлетворению основных потребностей его жителей, рациональному использованию природных ресурсов, соблюдению социально-экологических требований и параметров качества,

Государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности направлен на предотвращение и коррекцию поведения ее субъектов, искажающего условия предоставления товаров и услуг, содействуя единообразной, эффективной, доступной, регулярной, качественной, безопасной и ответственной предпринимательской деятельности [4, c.36].

В современном российском законодательстве понятие государственного контроля отождествляется с надзором. При этом в правовой науке существуют дискуссии по этому вопросу, в которых прослеживаются три различных подхода к соотношению государственного контроля и надзора:

– во-первых, подход, аналогичный законодательному;

– во-вторых, рассмотрение надзора как составляющей государственного контроля;

– в-третьих, идентификация надзора и контроля как отдельных видов деятельности государственных органов, имеющих определенные признаки и особенности.

Третий подход больше отражает правовую природу надзора и контроля и представляется достаточно перспективным в плане совершенствования законодательства с целью оптимизации правового регулирования в данной сфере.

Правовое регулирование государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности реализуется на двух уровнях:

– общем (федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — ФЗ № 294));

– специальном, включающем ряд законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих некоторые виды государственного контроля либо различные особенности отдельных его видов.

Законодательная дефиниция государственного контроля дается в ст.

2 ФЗ № 294: «деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства РФ посредством организации и проведения проверок, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями» [2].

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим государственный контроль за предпринимательской деятельностью, является ФЗ № 294.

Однако, этим федеральным законом, как было сказано выше, определяется лишь общий режим осуществления государственного контроля, а его регламентация по отдельным видам (двадцати трем) осуществляется согласно ч.3.1 ст.1 ФЗ № 294 другим законодательством, например, по налоговому, таможенному, валютному, банковскому, страховому, портовому контролю и т. д.

Помимо этого, некоторые особенности государственного контроля (надзора) согласно ч.4 ст.1 ФЗ № 294 по 44 видам такого контроля определяются соответствующим отраслевым законодательством, например, антимонопольным, лицензирующим, миграционным, экологическим, рекламным, регулирующим пожарный, земельный, строительный надзор и т. д.

В соответствии с законодательством государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности можно классифицировать по различным критериям следующим образом:

– по уровню государственного органа — федеральный либо региональный (при этом муниципальный вид контроля не относится к государственному);

– по виду предпринимательской деятельности — виды контроля, предусмотренные ч.4 ст.1 ФЗ № 294;

– по типу проверяемых обязательных требований — виды контроля, предусмотренные ч.3.1 ст.1 ФЗ № 294;

– по периоду проведения контроля — текущий, последующий и предварительный;

– по критерию наличия государственной собственности — контроль государственных предприятий (или предприятий со смешанной собственностью) и контроль остальных хозяйствующих субъектов. В первом случае отношения в этой сфере осложняются выполнением государственным органом роли и собственника предприятия и его проверяющего [3, c.175].

На практике наблюдается комбинация различных видов государственного контроля.

Таким образом, государственный контроль представляет собой тождественную надзору деятельность государственных органов федерального и регионального уровня по профилактике и пресечению нарушений индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами требования закона с помощью проверок и других мероприятий.

Правовое регулирование государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности реализуется на двух уровнях: общем (ФЗ № 294); специальном, включающем ряд законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих некоторые виды государственного контроля либо различные особенности отдельных его видов.

В соответствии с законодательством государственный контроль осуществления предпринимательской деятельности можно классифицировать по различным критериям следующим образом: по уровню государственного органа; по виду предпринимательской деятельности; по типу проверяемых обязательных требований; по периоду проведения контроля; по критерию наличия государственной собственности.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/341/76680/

Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности

Особенности государственного контроля за предпринимательской деятельностью

Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целяхобеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на две группы:

  1. охрана окружающей среды;
  2. выравнивание экономического цикла;
  3. обеспечение нормального уровня занятости населения;
  4. защита жизни и здоровья граждан;
  5. поддержка конкуренции на рынке;
  6. поддержка и развитие малого предпринимательства;
  7. специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы:

1. Прямые (административные) методы – средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

налогообложение;

лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

выдача предписаний антимонопольным органом и т. д.

2. Косвенные методы – экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

  • прогнозирование и планирование;
  • предоставление налоговых льгот;
  • льготное кредитование;
  • государственный (муниципальный) заказ и др.

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением индивидуальными предпринимателями и организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Порядок проведения государственного контроля (надзора) определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», положения которого распространяются на все виды государственного контроля (надзора), за исключением:

налогового контроля;

  • валютного контроля;
  • бюджетного контроля; банковского и страхового надзора и др.

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), в котором указываются:

Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать одного месяца. В отношении субъекта малого предпринимательства плановые мероприятия по государственному контролю (надзору) могут проводиться не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Органы государственного контроля (надзора) проводят как плановые, так и внеплановые проверки.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю в котором должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю.

Источник: https://cyberpedia.su/14xea7d.html

Предпринимательское право России

Особенности государственного контроля за предпринимательской деятельностью

В механизме государственного регулирования предпринимательской деятельности важное место принадлежит государственному контролю как одному из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Прежде чем приступить к характеристике государственного контроля за предпринимательской деятельностью, следует несколько слов сказать о понятиях контроля и надзора.

Понятие «контроль» дословно означает «постоянное наблюдение, проверка чего-либо». Поэтому государственный контроль представляет собой систему проверки и наблюдения в той или иной сфере осуществления государственной власти. Государственному контролю противопоставляется общественный (негосударственный) контроль.

Наука административного права выделяет два вида контрольной деятельности: контроль и надзор.

Государственный контроль, осуществляемый исполнительной властью, является одной из форм реализации функций органов исполнительной власти.

Говоря о соотношении понятий «государственный контроль» и «государственный надзор», мы придерживаемся высказанного в литературе мнение о том, что государственный надзор есть особый вид государственного контроля.

Вот что пишет по этому поводу Д. Н. Бахрах: «Надзор — это ограниченный, суженный контроль».

Далее авторитетный ученый отмечает, что в России существует три типа надзора: а) судебный; б) прокурорский; в) административный. Последний — самый большой по объему и разнообразию.

Его осуществляют сотни тысяч государственных служащих, он значительно отличается от судебного и от прокурорского надзора.

В итоге Д. Н. Бахрах формулирует следующее определение административного надзора: «Административный надзор — надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм».

Аналогичное мнение было высказано А. П. Алехиным и Ю. М.

Козловым, которые считают, что административный надзор является разновидностью государственного контроля, суть которого состоит в наблюдении за исполнением всеми лицами (в том числе должностными) действующих в сфере управления правил (норм).

Административный надзор обладает своими особенностями.

Во-первых, субъектами надзорной деятельности являются структурные подразделения государственной администрации, субъекты исполнительной власти.

Во-вторых, основная цель административного надзора — обеспечение безопасности граждан, организаций и общества.

В-третьих, административный надзор всегда специализирован, направлен на соблюдение специальных правил, а не на соблюдение законности в целом.

В-четвертых, административный надзор за конкретными объектами производится систематически.

В-пятых, административный надзор осуществляется, как правило, субъектами функциональной власти, наделенными надведомственными полномочиями.

В-шестых, административный надзор связан с широким применением мер административного принуждения.

Таким образом, государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательства есть система проверок и наблюдения за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности и органами государственной власти требований нормативных правовых актов при осуществлении предпринимательской деятельности, а также при ее управлении.

В действующем законодательстве отсутствует общее (универсальное) определение понятия государственного контроля и надзора. Существуют различные виды контроля и надзора в зависимости от сферы применения.

К ним относятся, в частности:

  1. банковский надзор;
  2. бюджетный контроль;
  3. валютный контроль;
  4. государственный метрологический контроль (надзор);
  5. государственный строительный надзор;
  6. контроль безопасности при использовании атомной энергии;
  7. контроль объектов, признаваемых опасными, а также особо важных и режимных объектов;
  8. налоговый контроль;
  9. санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль;
  10. страховой надзор;
  11. таможенный контроль;
  12. транспортный контроль;
  13. финансовый контроль.

Как видно, даже этот далеко неполный перечень видов контроля и надзора представляет собой огромный нормативный массив для исследования и анализа. Это позволяет ограничиться лишь общими положениями о контроле (надзоре) и рассмотреть некоторые виды государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности.

В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль преследует цель предупреждения и профилактики соблюдения параметров предпринимательской деятельности.

Текущий контроль имеет цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности.

Последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательства.

С учетом того, кем осуществляется государственный контроль, а также характера полномочий контролирующих органов можно выделить контроль:

  • Президента РФ;
  • органов законодательной (представительной) власти;
  • органов исполнительной власти;
  • органов судебной власти (включая конституционный контроль);
  • прокурорский (надзор);
  • ведомственный (надзор).

Принимая во внимание объем контролируемой деятельности, выделяют общий и специальный контроль. Большинство видов осуществляемого контроля носит специальный характер (например, бюджетный, валютный, налоговый, страховой, финансовый и др.). К общему можно отнести судебный контроль и прокурорский надзор.

Существуют и другие виды контроля (надзора). В литературе называют непосредственный (прямой) контроль за предпринимательской деятельностью и опосредованный контроль.

Так, непосредственным контролем за предпринимательской деятельностью является банковский, валютный контроль, государственный строительный надзор и др.

К опосредованному контролю можно отнести, например, контроль, осуществляемый органами законодательной и исполнительной власти.

Учитывая тенденцию к усилению контроля за предпринимательской деятельностью, государство принимает меры по защите прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений со стороны контролирующих органов.

В этом плане показательным является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (в ред. от 30 декабря 2006 г. № 266-ФЗ).

Сфера действия названного Закона весьма ограниченна.

В силу с п. 1 ст.

1 данный Закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон № 134 не применяется:

  • к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора);
  • к мероприятиям по контролю, проводимым в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по их инициативе;
  • к отношениям, связанным с проведением бюджетного, валютного налогового контроля, а также иных видов специального контроля (надзора).

Действие Закона о защите прав юридических лиц ограничено также в контексте определения понятия «государственный контроль (надзор)».

В целях Закона государственный контроль (надзор) представляет собой проведение проверок выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (ст. 2 Закона № 134).

Коротко остановимся на характеристике отдельных положений Закона. Начнем с того, что в Законе от 8 августа 2001 г. №134 (ст. 3) сформулированы основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Среди них можно назвать принципы:

  • презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
  • соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);
  • периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;
  • ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации;
  • недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;
  • недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

Заслуживает внимания гл. 2 Закона «Требования к организации и проведению мероприятий по контролю».

В частности, отметим ряд принципиальных требований:

  1. мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю;
  2. продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать одного месяца (в исключительных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц);
  3. в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю проводится не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

В целях зашиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Закон (ст. 8) устанавливает ограничения по проведению мероприятий по контролю (дополнительные гарантии).

При проведении указанных мероприятий должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
  • осуществлять плановые проверки в случае отсутствия должностных лиц, или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  • требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  • требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

В Законе (гл. 3) подробно прописаны права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

В частности, они имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами;
  • знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законодательство о контроле (надзоре) состоит из большого числа нормативных правовых актов различной юридической силы, регулирующих разные виды контроля (надзора). Однако до сих пор отсутствует федеральный закон, закрепляющий основы государственного контроля (надзора) в сфере экономики и предпринимательства.

Источник: https://isfic.info/kommers/pred62.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.